В Испании, как и в других европейских странах, немало самых разных частных музеев. Особое место занимают дворцы и замки, принадлежащие высшей аристократии.
Иван Толстой: В последние годы туристы получили возможность посещать эти фамильные резиденции, часто хранящие бесценные предметы искусства и реликвии прошлого. Рассказывает наш мадридский автор Виктор Черецкий.
Виктор Черецкий: Тон в музейной деятельности аристократов задает герцог Альба. Он открыл в последнее десятилетие музеи в трех своих дворцах – в Мадриде, Севилье и Саламанке. Альба – самый титулованный и самый богатый аристократический род Испании. Он считается вторым по знатности после королевской династии. Род славится своими предками – полководцами, вельможами, политиками, дипломатами и коллекционерами. За шесть веков Альба собрали ценнейшую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Кроме того, они располагают огромной библиотекой, где помимо старинных книг хранятся важнейшие исторические документы. Наибольший интерес представляет экспозиция главного музея рода Альба – мадридского дворца Лирия. Музей занимает два первых этажа. А на третьем и четвертом живет сам нынешний герцог – дон Карлос и некоторые его ближайшие родственники. Говорит директор музея Альваро Ромеро.
Альваро Ромеро: Дворец Лирия был построен в XVIII столетии. И по стилю, и по месту расположения он выходит за рамки бытовавшей в те времена моды на строительство подобных сооружений. Тогда дома знати строились лишь вдоль бульвара Эль-Прадо. Лирия была воздвигнута далеко от тех мест в неоклассическом стиле – в подражение парижским дворцам. В годы гражданской войны второй половины 30-х годов прошлого века здание было разграблено и сожжено – от него оставались лишь стены – внутри все выгорело. Так что после войны дворец пришлось восстанавливать. Герцог Хакобо де Альба принял решение сделать это, рассчитывая лишь на собственные ресурсы – без какой-либо помощи со стороны государства. Он был уже в возрасте, поэтому, начав работу, взял обещение со своей дочери Каэтаны и ее супруга Луиса, что они – в случае его кончины – завершат восстановление дворца и будут в нем жить. Герцог скончался в 1953 году, и наследники сдержали свое слово.
Конечно, герцогская коллекция не может конкурировать по количеству шедевров с национальной картинной галереей Прадо. Это совершенно иное и уникальное для Мадрида учреждение. Дворец Лирия не только содержит выставленные для осмотра произведения искусства, но и является жильем-резиденцией герцога Альба. Попав в него, посетитель как бы окунается в саму историю нашей страны.
Виктор Черецкий: Любопытно, что причины упомянутого пожара, погубившего дворец в годы войны, до сих пор не выяснены. По одной из версий, во всем виноваты военные генерала Франко, которые то ли сбросили бомбу на дворец, то ли обстреляли его из пушки в ходе осады Мадрида. Слабость этой теории в том, что франкисты дворцы знати, как правило, не разрушали и сосредотачивали удары на военных объектах своих противников-республиканцев, их правительственных зданиях и на пролетарских районах столицы. Тем более что герцог Хакобо, служивший послом Франко в Лондоне, хотя и недолюбливал генерала за диктаторские наклонности, тем не менее, предпочитал его республиканцам-сталинистам, против которых и восстали военные.
Вторая версия пожара, которая многим представляется более достоверной, гласит, что дворец по причине классовой ненависти подожгли ополченцы-республиканцы, предварительно растащив все, что там еще оставалось. По тем же соображениям они расстреляли, без суда и следствия, брата герцога. К счастью, наиболее ценная часть коллекции, которую мы можем видеть сегодня, была предварительно вывезена: в музей Прадо, Банк Испании и британское посольство в Мадриде. После войны она была возвращена владельцу. Рассказ о музее продолжает Альваро Ромеро.
Альваро Ромеро: Посетителям предлагается познакомиться с дюжиной дворцовых салонов, в которых представлена музейная коллекция, собранная родом герцогов Альба. У нас есть зал, посвященный фламандской живописи, испанской живописи «золотого», то есть XVII, века и так далее. Наиболее ценные картины – это портреты герцогини Марии Тересы, работы Гойи, и великого герцога Альба, работы соответственно Тициана и Рубенса. Нельзя не упомянуть портрет каноника Хуана де Миранды кисти Мурильо, картины Сурбарана и Веласкеса. Есть у нас также полотно, изображающее императора Карла V и его супругу Изабеллу Португальскую. Речь идет о копии, сделанной Рубенсом с оригинала Тициана. Оригинал сгорел во время пожара в мадридском королевском дворце Алькасар. Ну а картину «Тайная вечеря» Тициана приобрел герцог Карлос-Мигель, который жил в первой половине XIX столетия и был выдающимся коллекционером живописи. Он путешествовал 7 лет по Италии, и эта картина стала его наиболее ценным приобретением.
Виктор Черецкий: Известно, что род Альба ассоциируется в России, да и во всем мире, в первую очередь с уже упомянутым великим герцогом, жившим в XVI столетии. Он был кузеном короля Филиппа II, полководцем и государственным деятелем, человеком волевым и жестоким. Герцог печально известен расправой с голландцами и фламандцами, восставшими против испанского владычества и католической церкви. Его называли не только «великим», но и «железным» или «кровавым». Что представляют собой портреты этого деятеля?
Альваро Ромеро: На портрете Рубенса великий герцог Альба – Фернандо Альварес де Толедо – одет во все черное. Подобный наряд вошел в европейскую моду с легкой руки Карла V. Его носили придворные, послы, люди благородного сословия. На шее у изображенного – орден Золотого руна, высший знак отличия того времени. Но самый известный портрет герцога принадлежит кисти Тициана. В отличие от предыдущего – работы Рубенса – он изображен уже в преклонном возрасте с седой бородкой и в рыцарских доспехах. Фернандо считается третьим герцогом Альба после основания династии. При нем этот род находился в зените славы, и до сих пор великий герцог считается самым ярким его представителем. Он служил короне 50 лет – сначала Карлу V, а потом Филиппу II. Своими действиями полководец наводил ужас на голландцев и фламандцев. Говорят, что им до сих пор пугают непослушных детей в Нидерландах.
Правой рукой герцогиня указывает на подпись Гойи
Полной противоположностью великому герцогу была Мария Тереса, 13-я герцогиня де Альба, покровительница и муза Гойи, женщина необычайного шарма, интеллекта и остроумия. Любопытно, что на полотне Гойи она предстает в красном кушаке, в который облачилась в знак солидарности с жертвами французской революции 1789 года. Волосы распущены, что необычно для дамы ее положения. Правой рукой герцогиня указывает на подпись Гойи под картиной и дату ее написания – 1795 год.
Виктор Черецкий: Разумеется, коллекция дворца Лирия, насчитывающая 350 полотен, славится не только портретами членов династии Альба. Там есть батальная живопись, пейзажи, натюрморты старых и не очень старых мастеров, к примеру, картина Марка Шагала «Букет цветов у окна», написанная в 1959 году. Ну и, разумеется, в музее можно увидеть портреты деятелей разных эпох, связанных или не связанных с герцогами Альба. Директор музея Альваро Ромеро.
Альваро Ромеро: У нас есть портрет королевы Шотландии Марии Стюарт, выполненный неизвестным художником XVI столетия. Она является прапрабабкой герцога Карлоса Мигеля де Альба, о котором мы уже упоминали как о коллекционере живописи. Мария Стюарт была обвинена в измене королевой Англии Елизаветой I и, как известно, обезглавлена.
Здесь же портрет еще одного ее потомка – маршала Бервика. Это полководец времен короля Филиппа V Бурбона, правившего Испанией в первой половине XVIII столетия. Можно даже сказать, что король обязан ему своим троном. Маршал в ходе войны между европейскими державами за так называемое «испанское наследство», то есть за испанский престол, одержал несколько побед, в том числе в решающем сражении под Альмансой, и захватил Барселону для королевской династии Бурбонов.
Нельзя не упомянуть о полотне «Распятие» кисти Эль Греко
Есть в коллекции одна из лучших работ Антона Рафаэля Менгса – автопортрет этого придворного живописца короля Карла III. Гойя был принят ко двору именно по его рекомендации. Если вы посетите королевский дворец в Мадриде, то увидите, что основные помещения украшены фресками и картинами этого художника – одного из основоположников неоклассицизма. Кстати, его кисти принадлежит имеющийся у нас портрет герцога Фернандо де Сильва, деда герцогини Марии Тересы. Это был полководец, человек просвещенный. На картине он предстает в форме генерал-капитана. Речь идет об одном из выдающихся представителей династии Альба.
Ну и, разумеется, нельзя не упомянуть о полотне «Распятие» кисти Эль Греко. Картина размещена в Испанском зале и не относится к лучшим произведениям художника, хотя, безусловно, у нее особое место в коллекции, как у работы великого мастера. Там же, в Испанском зале, находится портрет инфанты Маргариты Веласкеса. Он был написан раньше, чем знаменитое полотно «Менины», где тоже изображена Маргарита.
Следует упомянуть и портрет последней императрицы Франции, жены Наполеона III, испанки Евгении де Монтихо. Немногие знают, что она умерла у своих родственников Альба во дворце Лирия в 1920 году. Ей было 94 года. Это работа знаменитого портретиста XIX столетия Франца Винтерхальтера.
Виктор Черецкий: Салоны, помимо картин, украшены скульптурами, гобеленами, самый ценный из которых, на сюжет Троянской войны, изготовлен еще в XV столетии. В экспозиции есть средневековое оружие и доспехи, севрский фарфор, старинная мебель, множество предметов прикладного искусства из разных стран, в том числе изделия российской фабрики Фаберже и малахитовая шкатулка уральских мастеров. В библиотеке, насчитывающей 20 тысяч книг, хранится рукописная Библия, первая на испанском языке. Она датирована 1430 годом. Там же есть завещание короля Фердинанда от 1516 года и ряд документов, связанных с Колумбом, в том числе его письмо сыну, в котором мореплаватель сообщает о находке золота в Америке. Хранятся здесь и документы от 1727 года, связанные с дипломатической миссией герцога Бервика в России.
Альваро Ромеро: В библиотеке можно увидеть первое издание «Дон Кихота». Там же предоставляется возможность познакомиться с составленным Колумбом списком моряков, участвовавших в первом путешествии в Америку. Вообще у нас собрана самая большая в мире коллекция подлинных рукописей Колумба – всего 21 документ. Здесь же портуланы – морские карты эпохи Возрождения. Всего в коллекции 14 подобных карт, сделанных португальскими мореплавателями. Они изображают, к примеру, Японские острова и Корейский полуостров, Месопотамию. Есть у нас карты, которыми пользовался Колумб и конкистадоры. К примеру, карта северного побережья острова Эспаньола, Гаити, начертанная самим Колумбом.
Виктор Черецкий: Музейной деятельностью дворца Лирия, как и дворцов в Севилье и Саламанке, руководит Фонд герцога Альба. Он существует давно и раньше, до открытия музеев, предоставлял картины и другие ценности из семейной коллекции для всевозможных выставок, приглашал ученых для работы в своем архиве. Сам нынешний глава семейства дон Карлос, касаясь темы музеев, открытых им во дворцах, предпочитает говорить о культурной стороне вопроса, о желании познакомить испанцев с наследием рода Альба.
Герцог Карлос: Герцогский дом Альба обосновался в Мадриде много веков назад, и я надеюсь, что здесь он будет оставаться всегда. Наш Фонд гордится тем, что осуществляет свою деятельность именно в Мадриде и вносит свой вклад в культурную жизнь столицы. Идея создать фонд для реализации культурной деятельности принадлежала моему отцу и была с энтузиазмом воспринята моей матерью. К сожалению, преждевременная смерть отца в 1972 году не позволила ему до конца осуществить свою идею. Через некоторое время – в 1975 году – мы с братом Альфонсо и нашей матерью завершили работу по созданию Фонда. Мой отец приложил немало усилий для приведения в порядок культурного наследия дома Альба, то есть заложил солидный фундамент для деятельности Фонда.
Открытие музеев на базе дворцов было не только проявлением альтруизма, но и делом вынужденным
Виктор Черецкий: Между тем младший брат герцога – Хакобо, который считается интеллектуалом в семье Альба, поскольку посвятил свою жизнь книгоизданию, обращает внимание на то, что открытие музеев на базе дворцов было не только проявлением альтруизма, но и делом вынужденным. Да, семья действительно обладает огромным капиталом, который оценивается в 3 миллиарда евро. Но проблема в том, что речь идет о земельных угодьях, дворцах, замках и предметах искусства. Земли, конечно, приносят доход. Однако не столь большой, чтобы покрыть огромные расходы на содержание старинных зданий. Так что решение старшего брата открыть платные музеи, чтобы дворцы могли сами содержать себя, Хакобо считает правильным.
Иначе пришлось бы продать эти дворцы, как это относительно недавно вынужден был сделать, к примеру, другой известный аристократ – герцог дель Инфантадо. А ведь в семье Альба все шло к тому же. В прошлом десятилетии у нее были огромные долги, и дону Карлосу пришлось даже продать в музей Прадо за 18 миллионов евро одну из ценнейших картин своей коллекции. Было подготовлено к продаже за пределами Испании и одно из писем Колумба, оцененное в 21 миллион евро. Однако сделка не состоялось, поскольку письма мореплавателя считаются национальным достоянием и вывозу из страны не подлежат. Между тем инициатива заняться музейным делом понравилась далеко не всем членам семейного клана Альба. К примеру, Каэтано, еще один брат герцога Карлоса, даже посчитал ее зазорной.
Разумеется, идея коммерческого использования своего достояния пришла в голову не только герцогу Альба. Еще дальше пошел его родственник Хавьер, граф Монтальво, владелец замка Бельмонте в провинции Куэнка. Он превратил свою собственность в центр массового паломничества любителей старины со всего мира. Сам граф буквально фанатик истории. Он председатель общественной Ассоциации под названием «Сеть замков и дворцов Испании».
Хавьер де Монтальво: Испания является важной туристической державой. Как правило, большинство людей приезжают сюда, чтобы насладиться нашим солнцем и пляжами. Однако гости вполне могут использовать свое пребывание, чтобы познакомиться с богатейшим историческим наследием страны. Наши замки и дворцы безусловно стоит посетить. Услуги, которые мы предоставляем, – самые разные. Основное, конечно, это знакомство с памятниками истории и культуры, с событиями прошлого. Помимо этого в некоторых исторических зданиях можно остановиться на ночлег. У нас немало замков, приспособленных под отели. Все они расположены на интереснейших туристических маршрутах. Путешественники могут попробовать в этих гостиницах блюда, приготовленные по старинным рецептам. Такие гостиницы и рестораны есть во всех регионах Испании.
Виктор Черецкий: Граф Монтальво обращает внимание на огромное число замков в Испании, что обусловлено особенностями ее истории. Многие замки, брошенные владельцами, разумеется, превратились в развалины, но другие, сохранившиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, вполне пригодны для открытия в них музеев, гостиниц и ресторанов.
И вовсе неважно, руководствуются ли эти люди своим альтруизмом или чисто финансовыми соображениями
Хавьер де Монтальво: Строительство замков у нас началось еще во времена Древнего Рима. Они сооружались на протяжении тысячи лет – в Средние века вплоть до конца XV столетия, то есть полного изгнания арабских завоевателей из Испании. Арабы, захватившие Иберийский полуостров в начале VIII столетия, очень активно строили свои замки, чтобы с опорой на них утвердиться в стране. Затем, в ходе реконкисты, отвоевания наших земель, аналогичные сооружения строили испанцы-христиане. В результате замки буквально наводнили страну. Сейчас только в официальном каталоге у нас числится более 10 тысяч сохранившихся замков. Есть и тысячи замков, не попавших в каталог. Если дворцы сооружались в основном в городах и поселках, то замки строились в сельской местности, порой в очень отдаленных местах. Мы занимаемся тем, что отыскиваем хорошо сохранившиеся сооружения, чтобы сделать их доступными для туристов.
Виктор Черецкий: Хавьер де Монтальво считает, что его деятельность имеет хорошие перспективы и что в последнее время все больше хозяев дворцов и замков открывают двери своих владений для широкой публики. И вовсе неважно, руководствуются ли эти люди своим альтруизмом или чисто финансовыми соображениями.
Хавьер де Монтальво: Наша ассоциация объединяет владельцев 104 замков и дворцов Испании, которые открыты для посещения. И это немало. Все эти сооружения являются свидетелями далеких времен, и в каждом из них есть нечто свое – неповторимое. Ведь двух одинаковых замков не бывает: все они разные, у всех есть свое место в истории, свои легенды. Это захватывающий мир прошлого. В наших ближайших планах – расширить сеть используемых частных замков и дворцов до 200. Так, недавно в Мадриде открыли для публики дворец Лирия. Это подлинное чудо – один из лучших музеев Испании. Открыт и дворец Галиано в Толедо, собственность герцогини Уэскар. Там же в Толедо заработал музей во дворце Тавера, принадлежащем фонду герцогов Мединасели. Так что я буду продолжать работу – расширять сеть замков и дворцов за счет превращения в музеи лучших памятников прошлого, чтобы к нашей истории и культуре приобщалось как можно больше людей.
Виктор Черецкий: Приобщиться к истории можно и в замке Бельмонте, принадлежащем самому графу де Монтальво. Он был построен в XV веке и до сих пор сохраняет, благодаря грамотной реставрации, свой первозданный вид. Построил этот замок, считавшийся непреступным, могущественный вельможа Хуан Пачеко, маркиз де Вильена, служивший королям Хуану II и Энрике IV Кастильскому. В годы наполеоновских войн замок стал одним из символов сопротивления французским захватчикам и сильно пострадал. Во второй половине XIX столетия он принадлежал уже упомянутой императрице Евгении де Монтихо.
В музее представлена ее мебель и другие вещи. Здесь же можно познакомиться с историей замка, оружием его защитников, предметами быта прежних эпох. Посетители могут пройти на стены и башни – с них открывается прекрасный вид на поселок, который называется, как и замок, Бельмонте. Есть возможность осмотреть и подземелье-тюрьму с соответствующими орудиями пыток. Рядом с замком находится музей средневековых осадных орудий. Персонал встречает гостей, одетый в старинные наряды. Благодаря бурной деятельности графа де Монтальво его замок стал известным в мире местом проведения национальных и международных рыцарских состязаний. Здесь также проводятся научные конференции, фестивали, устраиваются театральные представления, концерты средневековой музыки, ярмарки с товарами местных умельцев, семейные праздники и свадьбы. Бельмонте является площадкой для съемок исторических фильмов, которые ведутся кинематографистами из разных стран.
У туристов есть возможность прогуляться и даже пожить в древних стенах, полных волшебного притяжения
Хавьер де Монтальво: Я являюсь руководителем Сети замков и дворцов Испании. И в то же время владею замком Бельмонте, который находится в 145 километрах от Мадрида. Мы его отреставрировали – открыли для посещения 11 лет назад. И теперь можем говорить о сугубо позитивных результатах этой инициативы. Мы удовлетворены тем, что в год замок посещают более 60 тысяч человек. Здесь встречаются реконструкторы, проводятся чемпионаты по историческому средневековому бою и многие другие мероприятия, которые нравятся людям. Кстати, в этом году наши рыцарские турниры пройдут в сентябре. Чтобы посмотреть на них, испанцы приезжают целыми семьями. У нас проводятся и многие другие мероприятия, как, впрочем, и в других замках и дворцах сети. Так что у туристов есть возможность попасть, прогуляться и даже пожить в древних стенах, полных волшебного притяжения. Милости просим к нам всех желающих.
Виктор Черецкий: Любопытна судьба и грандиозного замка Святой Флорентины в провинции Барселона, который сейчас тоже используется как музей, а также для организации конференций, банкетов, корпоративных вечеринок, фотосессий, киносъемок и так далее. В частности, там снимались эпизоды для сериала «Игра престолов». Замок был построен в XI веке на месте древнеримского укрепления и в последующие столетия принадлежал различным благородным кланам. Однако в наше время его содержание стало не под силу местной аристократии. Так что в начале прошлого десятилетия замок был продан инвесторам из России.
Между тем наш рассказ об испанских аристократах, открывших для посетителей двери своих владений, был бы неполным, если бы мы не вспомнили академика истории Игнасио Медину. Будучи сыном герцогини Мединасели, он является президентом специального фонда этого герцогского рода, созданного для сохранения и использования принадлежащих ему памятников старины. Но главное, Игнасио Медина – выдающийся архитектор-реставратор. Он вернул к жизни не только обветшавшие владения своих предков, но и множество других памятников истории, особенно в Севилье. Так, в течение нескольких десятилетий он занимался реставрацией севильской «худерии», исторического квартала в центре города, где до конца XV века проживали евреи-сефарды. Уже упомянутое восстановление и открытие для публики дворца Тавера в Толедо – тоже его детище. Вот что рассказывает Игнасио Медина о своей деятельности.
Игнасио Медина: Сохранение фамильного достояния стало возможным лишь в едином фонде. Если бы мы разделили нашу собственность между членами семьи и не использовали бы ее в общественных интересах, то со временем от этого достояния – наших дворцов и замков – остались бы, из-за нехватки ресурсов на их содержание, разве что развалины и археологические артефакты в музеях. Наши четыре самых больших дворца находятся в местах, часто посещаемых туристами. Один – близко от Сантьяго-де-Компостела, другой в Толедо, рядом с Мадридом, третий в городе Убеда и последний в Севилье. В фонде есть группа реставраторов-профессионалов, но мы привлекаем к работам и студентов, обучающихся по этой специальности. Они приходят у нас практику.
Виктор Черецкий: Возвращаясь к теме дворца-музея Мединасели в Толедо, отметим, что он, как и мадридский дворец Лирия герцога Альба, славится своей частной картинной галереей. Там есть полотна Эль-Греко, Риберы, Тинторетто, Тициана, Сурбарана и других великих живописцев. Кроме того, там же размещается богатейший фамильный архив Мединасели, самый ранний документ которого относится к VIII веку.
Бесплатная подписка на наш журнал:
ПОДПИШИТЕСЬ